II Всероссийская научно-практическая конференция Муниципальное управление на современном этапе: тенденции, опыт и практика, 22.11.2013г.

Программа конференции


Доклады участников секции


В течение 2000-х гг. законодательная база местного самоуправления в России значительно улучшилась. Лучшие практики, инновационные модели муниципального управления были апробированы, распространены, и содействуют повышению качества предоставляемых муниципальных услуг и использования муниципальных ресурсов. За последнее десятилетие появились новые возможности для выявления местных приоритетов и реализации ответственных политических решений на местном уровне.

Однако большинство из распространявшихся практик на данный момент являются всего лишь простыми моделями управления. Кроме того, стало очевидно, что местные сообщества не вполне готовы к тому, чтобы ответить на новые вызовы времени, связанные с развитием рыночной экономики и возросшей мобильностью населения, например, на вопросы расселения мигрантов, развития отдельных отраслей социальной сферы, ЖКХ, проблемы безработицы, проблем людей с отклонениями в поведении и т.д.

С 2006 года начался новый этап реформы местного самоуправления в России (вступил в силу закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствующие поправки к Бюджетному и Налоговому Кодексам). Тем не менее, есть опасность того, что возросшая несбалансированность между ресурсами и обязанностями местных органов самоуправления, возникшая из-за принятых новых законов, значительно ограничит способность этих органов обеспечивать потребности населения и снизит эффективность и результативность предоставления услуг. Этот риск усугубляется еще и тем, что наметился общий сдвиг в сторону централизации принятия решений, между тем как сам характер местных проблем скорее требует взаимодействия на межтерриториальном уровне.

Можно сделать вывод о том, что местное самоуправление в России по-прежнему находится на перепутье в вопросах:

 В ходе работы Конференции участниками предложены направления  решения следующих проблем:


Участники II Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальное управление на современном этапе:  тенденции, опыт и практика», организованной Российской Муниципальной Академией:

Констатируют. 

  1. Без экономического влияния/поддержки государства  невозможно воздействовать на политические, информационные, культурные и социальные процессы. Только путем тесного взаимодействия государства (власти), общества (гражданских институтов) и бизнеса можно достичь социально-ориентированного баланса внутри страны.
  2. Перед обществом стоят задачи совместной разработки, обсуждения и практического воплощения планов, идей и концепций в духовно-нравственной, экономической, культурной, образовательной, информационной и других сферах жизни  народов России,  особенно в молодежной среде. 

Призывают.  К широкому обсуждению стратегических целей,  решений, касающихся  подготовки кадров, а также вопросов развития, в частности, о территориальном развитии страны, регионов и муниципалитетов, вопросов занятости населения, достижению высоких стандартов жизни.

Считают. Стратегически важным условием становления корпоративного самосознания новой социальной среды является создание вокруг ее инициативного ядра современной информационно-аналитической инфраструктуры.

Поддерживают  выступивших на заседании представителей, реализующих проекты в сфере образования, развития местного самоуправления, сохранения здоровья нации, культуры, городских и сельских поселений нового типа.

Особое внимание предложено обратить на экспериментальные проекты сельских поселений, духовных и культурных центров, молодежных центров, туристко-рекреационных центров. 


Всесторонне обсудив вопросы повестки дня, участники конференции рекомендуют:

Президиуму РМА.

  1. Оказывать информационно-аналитическую поддержку деятельности органов местного самоуправления. Повышать профессионализм кадров органов местного самоуправления.
  2. Разработать  программу интеграции молодых людей в развитие местного самоуправления  для кафедр институтов, готовящих специалистов государственного и муниципального управления.
  3. Обсудить  меры по стимулированию развития подготовки и повышения квалификаций по программам разработанных профессиональными сообществами.
  4. Внедрить модель системы независимых аккредитаций РМА в области подготовки и развития кадров муниципальной службы Российской Федерации, включая критерии и методики оценок, процедуры и формы аккредитаций, права аккредитованных.
  5. Организовать работу Технического секретариата по подбору кандидатур в Аккредитационную коллегию и Экспертно-Консультационный совет, экспертные комиссии по направлениям и задачам деятельности

 Образовательным организациям, обеспечивающим подготовку и развитие кадров МСУ.

  1. Совершенствовать научно-методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления,  оказывать содействие в переходе органов  местного самоуправления   к управлению по результатам деятельности.
  2. Принять участие в разработке необходимой документации в области обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления.

Органам МСУ.

  1. Вырабатывать новые подходы  и механизмы социального партнерства на местном уровне с внедрением инноваций в сферу взаимодействия институтов гражданских обществ с органами государственной власти и местного самоуправления.
  2. Совершенствовать работу с населением по месту жительства.
  3. Принимать участие в мероприятиях, направленных на анализ потребностей в профессиях и квалификациях работников органов местного самоуправления.
  4. Принимать участие в мероприятиях, направленных на разработку и применение профессиональных стандартов для муниципальных служащих.
  5. Поддержать  вовлечение молодых людей  в развитие местного самоуправления.
  6. Соблюдая приоритет трудоустройства местных жителей, принять меры по оптимизации привлечения иностранных работников с учетом развития территорий.

 


 

В целом решения Конференции позволят:

Участники Конференции полагают, что предложенные в ходе обсуждения на пленарном и секционных заседаниях вопросы  помогут решить  проблемы, которые подрывают устойчивость и авторитет местных органов власти и ограничивают их способность воспользоваться новыми возможностями существующей экономической ситуации в России.

Участники конференции готовы предметно обсудить рассмотренную  тему в дальнейшем и предпринять конкретные шаги в этом направлении. 

Предлагают Российской Муниципальной Академии  провести организационную работу по формированию тематических групп из участников конференции и других заинтересованных  специалистов, а также осуществлять координацию  работы групп.

 


 

Рекомендации участников секции № 2 «Взаимодействие государства, МСУ и общества – проблемы и решения на современном этапе»:

  1. Поддержать инициативные проекты Президиума РМА в области:
    1. разработки и апробации системы сертификации специалистов МУ на соответствие уровней  квалификации требованиям профессиональных стандартов;
    2. создание Творческих рабочих групп для разработки профессиональных стандартов специалистов МСУ;
    3. разработки межвузовскими коллективами модульных образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов МСУ;
  2. Одобрить движение РМА на объединение потенциалов специалистов Муниципальных образований для создания:
    1. развитие сетевой инфраструктуры на базе муниципальных образований - региональных отделений профессионального сообщества специалистов МСУ функционирующих как многофункциональные агенты «Центров сертификации квалификаций специалистов»;
    2. общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
    3. независимой системы оценки качества образования.
  3. Провести интернет анкетирование среди специалистов МСУ для выявления актуальных потребностей и возможностей их участия в реализации инициативных Проектов РМА.